Йошимитсу Ямада. Интервью с Ямада Сенсеем в Нью-Йорк Айкикай

Примечание редактора: Интервью с Ямада Сенсеем было проведено в Нью-Йорк Айкикай в июле 2011 Петром Бёрнесом.

ПБ: Сенсей, вы являетесь руководителем недавно созданной организации Айкидо Сансукай Интернешнл. Каковы цели этой организации?

Йошимитсу Ямада: Главной целью является поддержание отношений между моими учениками и организацией Айкикай. Как вы знаете, не каждый человек в мире практикующий Айкидо имеет поддержку Айкикай вследствие проводимой ею политики. Как учитель я несу ответственность за своих студентов и считаю такую ситуацию просто несправедливой. Таким образом, главная цель Сансукай защищать, поддерживать и помогать моим ученикам в данных обстоятельствах.

Как возник Сансукай?

Ну, в течение многих лет я поддерживал Айкидо в Южной Америке, так как она сильно отставала от других континентов как технически, так и организационно. Благодаря стараниям многих моих тренеров из USAF (Федерация Айкидо Соединенных Штатов), в отношении техники произошли огромные улучшения. Айкидо стало там очень популярным и, со временем, присоединилось больше людей, стран, было создано много организаций и практикующих групп. Само собой разумеется, что в один прекрасный момент эти группы захотели установить связь с главным офисом Айкикай. К сожалению, только некоторые организации были признаны Айкикай. Это просто несправедливо, что некоторые люди получили определенные привилегии, а некоторые нет, только из-за политики Айкикай. Упорно тренируясь годами, эти люди многого достигли и заслуживают определенного признания от Айкикай. Ситуация с Айкидо в Южной Америке отличается от европейской. В каждой стране своя политическая ситуация, что создает трудности. Однако мы работаем над тем чтобы их облегчить. Вот почему я создал Сансукай.

Первоначально Сансукай был ориентирован на Южную Америку,но со временем люди с других континентов, Европы например, захотели присоединиться. Во многих европейских странах уже существуют сильные национальные организации, поэтому я не хотел конфронтации. Хотя в каждой стане существуют подобные проблемы, и какие-то группы хотят присоединиться к Сансукай, я стараюсь не принимать их, если нет каких либо особых обстоятельств, или по просьбе моих прямых учеников. Когда доходит до отношений учитель/ученик, это становиться моим делом.

Эти отношения имеют большое значение. Люди часто встают перед выбором между верностью организации или верностью учителю. Но в этом отношении моя философия проста. Я понимаю важность национальных организаций, проведения больших событий и т.п. Но, самыми важными являются отношения между учителем и учеником — все начинается оттуда! Это принцип Будо. Существует огромное различие между принципами Будо и правилами организаций.

Сансукай не политическая организация; она основана на принципах Будо. Я лично помогаю тем людям которые желают следовать за мной. Вот и все.

Кто может присоединиться к Сансукай? Существуют какие-то требования?

Ну, в принципе может присоединиться любой, однако есть определенные ограничения. Понимаете, вследствие принципов Будо и японского менталитета — моего менталитета(смеется) — я не хочу обидеть никого из моих сэмпаев. Например во Франции, где Шихан Тамура был во главе, имеется сильная национальная организация, так что я не хотел бы становиться препятствием. Во-вторых, я отдаю предпочтение своим прямым ученикам. Когда доходит до требований к вступлению, это вопрос моего мнения, нет никаких письменных инструкций, так как мне не нравится такого рода система. Это просто вопрос доверия друг другу. Я не принимаю всех подряд; мне нужно рассмотреть каждый случай отдельно.

К счастью, Айкикай понимает мою идею Сансукай, и понимает его необходимость.

Первоначально Сансукай был создан для Южной Америки, но сейчас в него входит много новых членов из Европы. Вы можете сказать что-нибудь специально для этих европейских членов?

Сансукай в Европе постепенно растет. Недавно присоединились мои прямые последователи. Понимаете, это ведь не политическая организация, и мне хочется чтобы люди объединялись благодаря согласию, а не следуя правилам. Мне нравится слово «согласие». Дайте мне немного времени организовать его и создать структуру Сансукай в Европе. Когда время придет я объявлю это официально. На данный момент я считаю создание вами вебсайта хорошим и важным делом; он нам понадобится, так что я хочу чтобы вы его продолжали.

(Спасибо Сенсей)

Сенсей, что Вы ожидаете от ваших инструкторов в Европе?

Ну, это просто: трудитесь усердно и будьте ответственными! Быть инструктором, это что-то что следует заслужить. Это как и любая другая часть жизни. Ты хочешь учить чему-то? — ты должен стараться и быть ответственным.

Часто бывает, что продвинутые ученики открывают свои собственные школы Айкидо. Что Вы думаете об этом? Как бы вы описали хорошего инструктора.

Ну, естественно хороший инструктор должен быть искусен в Айкидо, это очевидно.

Но есть много других элементов. Например; для моей организации у меня есть девиз, который я называю «четыре F»: дружелюбие (Friendliness), беспристрастность(Fairness), свобода(Freedom), адаптивность(Flexibility). Эти четыре качества также необходимы инструктору. На татами мы имеем дело с различными людьми. Десять людей, это десять различных личностей, и как инструктор вы должны знать как вести себя с каждым из них. Конечно, инструктор тоже всего лишь человек и естественно одни ему нравятся, а другие нет. Легко иметь дело с людьми которые хорошо к тебе относятся. Для них это возможность быть с инструктором который им нравится. Но существуют некоторые люди, которые держат определенную дистанцию со мной, и мне кажется это моя ответственность сократить эту дистанцию. Недавно у меня был случай в моем додзё. Я заметил студента который плохо ко мне относился; я знал что он плохо обо мне отзывался. Но когда я приблизился чтобы подправить его технику, я заметил, что его отношение изменилось. Так что возможно именно этого ему не хватало — немного внимания с моей стороны. Так что это моя ответственность — не позволять своим студентам отстраняться от меня. Возможно я должен делать первый шаг? Естественно существуют люди с которыми вы не сможете сблизиться, что бы вы не делали. Но как минимум, учитель должен попытаться. И более того, каждый учитель должен заботиться о своих студентах, точно так же как и в любых других отношениях. Вы должны заботиться о ваших учениках. Я думаю это наиболее важно.

Кто должен решать, кто может преподавать Айкидо?

Если это мой додзё, то я решаю. Потому, что я тот кто отвечает за технические аспекты.

То есть додзёчо ответственен и может решать кто может учить?

Да, потому что он знает возможности своих учеников. К примеру у вас есть додзё и ученики, но я не знаю что они за люди. Так что я не могу сказать Вам: «Эй, ты должен сказать мистеру А или сказать мистеру Б преподавать, он намного лучше». Я не могу сказать такого.

Да, иногда ученики уходят из школы и просто хотят делать по-своему, и просто хотят учить.

Да это правда. Когда что-то становится популярным, развитие всегда сопровождается негативной стороной. Айкидо очень личное, очень свободное, очень индивидуальное. Каждый может практиковать Айкидо, и существует столько точек зрения сколько практикующих. Это положительная сторона Айкидо. Но существует также проблема. Поскольку не существует способа точно описать Айкидо, некоторые люди создают свой собственный стиль (ненавижу это слово). Например некоторые люди не обращают внимания на физический аспект практики. Возможно они ленивы или здоровье не позволяет — они все равно могут практиковаться. И он или она все же могут преподавать! И некоторым людям они могут нравиться как учителя. Что я могу сделать? В Айкидо каждый может открыть додзё. В дзюдо если вы слабы, у вас не будет учеников. Очевидно кто хорош, кто плох, потому что это спорт. В Айкидо вы имеете так много точек зрения на него, что сказать что плохо, а что хорошо большая проблема. Так что все что в Айкидо хорошо, уникально и отличается от других боевых искусств, в то же время является проблемой. Это очень деликатная тема. Вы можете задать больше вопросов в следующий раз, Питер...

Прежде чем мы перейдем к следующей части интервью, еще один вопрос по поводу тестирования: Каковы правила касающиеся экзаменов в Сансукай? Кто из инструкторов может проводить тест на кю и дан?

У меня нет никаких правил, но у нас есть соглашения. На данный момент в Сансукай действуют те же правила что и в USAF. Если у вас 4-й дан или выше, вы можете экзаменовать своих учеников вплоть до 2-го дана. Но иногда учитель не является даже ниданом.

Но экзамены необходимы...

Ладно, позвольте рассказать о Южной Америке. Обычно я приезжаю проводить семинар один раз в год и провожу экзамен на дан. Иногда я прошу приехать другого квалифицированного инструктора и провести тест. Это похоже на то как действует Айкикай. Если какая-то страна не имеет квалифицированных инструкторов, Айкикай просит меня или своих инструкторов провести экзамен во время семинара.

Сенсей, не создается ли у вас впечатления, что иногда, особенно во время семинаров, у вас нет «контроля» над теми кого вы тестируете? Часто вы не знаете людей проходящих экзамен, они рекомендованы своим инструктором.

Да, я вынужден доверять инструкторам, их рекомендациям. К сожалению, иногда я не согласен с рекомендациями.

Я спрашиваю потому, что ситуация в Европе недавно изменилась...

Я знаю. К примеру, взгляните на ситуацию в Германии. После того как Тамура сенсей покинул нас, люди доводили Йохена до белого каления, прося его провести тестирование во время семинара в Бернау. Многие из них никогда не показывались на моих занятиях и никогда не интересовались моими семинарами. Теперь они приходят, только чтобы пройти экзамен.

Да, это именно то, что происходит и прямо сейчас...

Прекрасно, я им откажу! У меня есть определенные правила. Например, из уважения к моему сэмпаю, Тамура сенсею, я никогда не принимаю людей из Франции. Аналогично я не провожу тестирование в тиких странах как Франция или Италия, где дело касается Тада сенсея. Я не хочу создавать никаких конфликтов с моими друзьями учителями. Это глупо.

Я вынужден быть очень осторожным с экзаменами и все же я должен полагаться на собственные суждения. Я не буду принимать людей на экзамен, за исключением случаев когда есть рекомендация учителя которого я знаю или организации. Не каждого можно допустить к тестированию. Семинар не предназначен для раздачи экзаменов. Семинар есть семинар, и основной целью является тренировка. Я понимаю, что некоторые люди находятся в неблагоприятной ситуации и нуждаются в моей помощи. Но они должны показаться, посетить два три моих семинара, а затем, возможно пройти тестирование. Они не могут просто прийти и попросить экзамена.

Существуют страны, в которых более чем одна национальная федерация Айкидо. Более того, иногда существует соперничество между этими федерациями. Что Вы думаете об этой ситуации, саенсей?

Это самая большая проблема с которой сталкивается Айкикай, из-за своих собственных правил. Эти нормативные документы составлялись более сорока лет назад. Многие организации, получившие признание тридцать, сорок лет назад, сейчас уже даже не существуют. Вот почему я продолжаю им говорить что общество Айкидо изменилось за последние 40 лет, оно значительно больше и включает гораздо больше людей. Это очень деликатная проблема.

Большинству практикующих плевать на признание. Их интересует, смогут ли они зарегистрировать свой дан в Айкикай. Это все чего они хотят. Так что система признания, в том виде в котором она существует, создает проблемы.

Система это лишь одна из проблем, еще одна это агрессивное сознание людей..?

Да, мне не хотелось этого касаться, но придется. Такой тип сознания характерен для неуверенных людей. Они используют Айкидо как средство занять для себя лучшее положение в обществе. К сожалению, большинство из них недостаточно усердно практикуются на татами. И, к сожалению, вследствие природы Айкидо, которую я обсуждал ранее, они могут даже учить других. Весьма печально.

Как я говорил раньше, то что хорошо в Айкидо, одновременно является проблемой Айкидо. Я больше не называю Айкидо «будо» потому, что то что делает Айкидо таким популярным, это его гибкость, отсутствие соперничества, отсутствие требований к физической форме. Заниматься может любой. Это то, что хорошо в Айкидо. Мне всегда приятно видеть людей имеющих проблемы со здоровьем, которые не позволяют им практиковать другие боевые искусства, наслаждающимися Айкидо. Это прекрасная часть Айкидо. Если бы Айкидо было чистым Будо, оно бы не было настолько популярным. Но, к сожалению, некоторые люди используют популярность Айкидо превратно, для создания собственной власти.

Возможно, из-за существования этих проблем, нам следует перенять больше правил из Будо?

Это проблема. Вы помните Боевые Игры в 2010 в Пекине? Забудьте об этих боевых играх! Нам следует избегать такого потому, что в философии Айкидо нет места соревнованиям! Айкидо не создает соревновательного сознания. Вот почему Айкидо стало таким популярным. Но из-за того, что некоторым людям интересны соревнования, они согласились принять участие в Боевых Играх. Я говорю об МФА — Международной Федерации Айкидо. Они проигнорировали мнение других людей и участвовали в Боевых Играх. Но Айкидо не является собственностью только членов МФА, Айкидо принадлежит всем. Это было несправедливо.

Кажется перед нами множество проблем. Какова точка зрения Хомбу Додзё и Досю на эту ситуацию? Есть какие-то планы поменять ее?

Досю не желает видеть никакой борьбы. Но каждый лидер несет ответственность сделать что-то или прислушиваться к мнениям и советам других. К сожалению, после смерти Тамура Сенсея и Сугано Сенсея, нас осталось слишком мало, тех, кто обладает большим международным опытом и может обеспечить конструктивную точку зрения.

Сенсей, если Вы не против, давайте поговорим о Хомбу Додзё. Как Вы думаете, какова стратегия Хомбу Додзё, в отношении развития Айкидо в мире?

Я не думаю, что Хомбу Додзё имеет какой-то особенный план. Они довольны, что количество членов увеличилось. По моему мнению, время распространения Айкидо по миру закончилось; теперь мы должны сосредоточиться на качестве. Это второе мое предложение Айкикай. Айкидо уже очень популярно. Например, в Нью-Йорк Айкикай мы не даем никакой рекламы. Естественно я понимаю, что каждый додзё нуждается в рекламе, но должны быть определенные ограничения. Не фокусируйтесь только на деловой стороне вопроса. Вы должны сохранять равновесие между бизнесом и чистотой Айкидо. Это очень сложно.

Какова позиция Хомбу Додзё в отношении высоких рангов?

Ну, система рангов в Айкидо это еще одна головная боль. Лично я не согласен с этой системой. Сертификат на право преподавания это нормально, черный пояс это нормально. Но помимо этого, никаких цифр, ни шоданов, ни ниданов и т.п. Люди сами знают кто хорош, а кто плох. Система данов создает соревновательное сознание, так как люди судят о других — «о, у него шестой дан, но он не очень хорош, тот парень намного круче...». В Айкидо очень трудно вынести адекватное суждение. Все зависит от того как экзаменатор интерпретирует, понимает Айкидо. И опять это то, что хорошо в Айкидо — гибкость и индивидуальность — является одновременно проблемой, потому, что нет стандартов для вынесения суждений при тесте. В Дзюдо все по-другому; если ты не победил, ты не получаешь ранг.

Потому. Что Дзюдо это спорт.

Да это спорт, поэтому они допускают соревнования. А Айкидо отказалось от них, у нас нет соревнований. Хорошо, допустим мы сохраним систему рангов; пускай. Но позвольте мне иметь собственное мнение! Мне ненужно проводить экзамен, чтобы вынести суждения про моих студентов. Я понимаю, что людям необходима такая возможность, показать свои достижения, но я в ней не нуждаюсь. Я знаю их возможности. Я знаю их регулярное отношение, преданность и т.д. Простите мне мои слова, но если вы хороший танцор, хороший исполнитель, у вас есть шанс пройти тест на дан. Если у человека хороший уке, он или она может пройти тест. Таким образом эта система не является справедливой. Конечно я могу видеть глубже, не только то, что находится на поверхности, но это сложно, если вы не профессиональный учитель. Но даже в этом случае это сложно. Скажем человек, которого я не знаю приходит проходить тест. Он хороший исполнитель, у него удачный день, и он проходит. А потом он возвращается в свой додзё, к своему обычному плохому отношению на татами. Я спрашиваю, что там будет? Вот почему я против этой системы тестов.

Я уважаю решения своих инструкторов. Ваше суждение более весомо. Я не должен тестировать ваших учеников.

Кроме того, я не думаю, что О-Сенсей согласился бы с этой системой рангов. Для него номер не имел значения. Однажды, когда я делал ему массаж, он сказал мне: «господин Ямада, какой у тебя уровень?» Я ответил: «У меня шодан,» на что он сказал «А сегодня я даю тебе сандан» (смеется) Никто не верит этому. Я знал его и не воспринял это в серьез. Просто ответил «Премного благодарен.» Вот такая история.

Потрясающая история! В те времена такое случалось часто?

Да это реальный случай! Такое происходило часто. Был один учитель и все жаловались, что его повысили до 10-го дана. И поверьте мне, он мне нравился и я не имел ничего против него, но я разбираюсь в технических аспектах. Его уровень был ниже Тохей сенсея и Сайто сенсея. Но О-Сенсей относился к нему очень хорошо, и дал ему 10-й дан. Если бы О-Сенсей дал мне 10-й дан, я бы не поверил ему. Я бы просто сказал «Благодарю» и никому бы не рассказывал. О-Сенсею было начхать на ранги. Мне кажется сейчас Кендо не имеет рангов.

Тогда, что Вы думаете, Сенсей, про систему Сихан?

Я не знаю как эта система возникла, но, опять же, из-за нее у Айкикай масса проблем. Сихан это не титул. Это другой способ сказать «Сенсей» по-японски, но с чуть большим уважением. Так что вы можете быть сиханом для ваших учеников. Если бы вы были чуть старше, и ваши студенты очень уважали вас, они могли бы называть вас сихан вместо сенсей. Вот и все! Это не звание. Вот почему, это единственный сертификат, за который Айкикй не несет ответственности. Он бесплатный. (смеется)

Но опять, у Айкикай проблема с принятием заявок. В основе правила таковы: через шесть лет после пятого дана вы можете получить шестой дан, и подать заявку на сихан. Таково ограничение. Но даже хотя правила ясны, существует много противоречий. Если я порекомендую кого-то из своих учеников в качестве учителя Сихан, они могут отклонить рекомендацию: «У него не достаточно опыта...» Я спрошу: откуда они знают? Это мой студент. Это не запись в компьютере, его или её нельзя судить по номеру. Это моя рекомендация!

Сихан достигается не только техническим мастерством, но так же своим отношением как человек. Вот мое мнениие. Вы не можете судить человека по цифрам, например сколько лет он или она занимается.

Я знаю что Айкикай необходимы некоторые правила. Но они должны быть гибкими. Вот мое мнение. Кого бы я ни порекомендовал, они не должны отклонять. Это меня оскорбляет. Я знаю своих учеников. Они не должны судить по цифрам. Скажем вам необходимо 4 года практики для следующего ранга. Что это означает? Некоторые практикуют ежедневно в течении 4-х лет, а некоторые раз в неделю в течении 4-х лет. Неужели мы должны относиться к ним одинаково?

И в завершении интервью хотелось бы спросить по поводу Европы. После того как Тамура Сенсей и Сугано Сенсей покинули нас, похоже вы будете более вовлечены а европейские дела. Это временное явление или у вас есть твердый план по поводу своего присутствия и деятельности на старом континенте?

Надеюсь это временно. Я не могу это делать физически. Но из-за моего уважения к Тамура Сенсею, я попытаюсь помочь насколько смогу. Я провел в этом году больше времени в Европе. Возможно я потрачу на это еще один год, но постепенно я буду вынужден отказаться. Я бы предпочел приложить больше времени и усилий своей собственной организации, Сансукай.

Сенсей, есть ли еще что-то что бы Вам хотелось сказать?

Хорошо, перестаньте заботиться о делах других людей! В Айкидо много различных идей, различных точек зрения, различных переводов(интерпретаций). И вы на можете сказать кто плохой, а кто хороший. Конечно, существуют непростительно плохие люди, плохие инструктора в Айкидо. Просто не обращайте на них внимания, забудьте их. Держитесь того во что вы верите. Просто не боритесь. Я знаю, что это трудно; кажется что люди всегда сражаются. Просто заботьтесь о своих собственных учениках. Ваши ученики это ваше сокровище.

Огромное спасибо, Сенсей.

Первоисточник на английском: http://www.aikido-yamada.eu/index.php/sensei/interview